Мягкая кровля в силу низкой стоимости и простоты монтажа остаётся сегодня довольно популярной. Однако и ремонтировать её приходится чаще других. Давайте разберёмся как происходит ремонт и какие материалы при этом применяются.

Когда необходимы ремонтные работы

Самым очевидным и неоспоримым свидетельством того, что пришла пора заняться ремонтом кровли, служит появление воды на стенах и потолке. Но это уже крайний случай, который может сопровождаться целым рядом неприятных событий, в том числе и коротким замыканием в электросети. Понятно, что до такого состояния кровлю лучше не доводить, а для этого её нужно подвергать осмотру два раза в год. Если такой возможности нет, можно сократить частоту осмотров до одного раза в год, но не реже. Беспокойство должны вызвать следующие признаки:

  1. Отслоение кровельного материала.
  2. Вздутия, что свидетельствует о попадании воды под покрытие. Заметим, что это не является однозначным свидетельством нарушения целостности покрытия — возможно, оно было настелено на непросохшее основание.
  3. Появление сетки трещин либо одиночных трещин.
  4. Образование луж на поверхности крыши, хотя вмятин на покрытии нет. Лужи говорят о том, что при устройстве кровли не был выдержан необходимый уклон. Действовать нужно незамедлительно, поскольку вода рано или поздно всё равно найдёт путь сквозь покрытие.
  5. Появление гнили, грибка, плесени, мха (образуются в местах застоя воды) или растительности (обычно произрастает в трещинах). Нужно отметить, что игнорировать росточки ни в коем случае нельзя, так как они приводят к быстрому развитию дефектов и даже могут частично разрушить бетон.
  6. Образование дефектов вроде ямок, вмятин, в которых собирается вода. Подобное может обнаруживаться после контакта покрытия с растяжками, антеннами, в результате перемещения по нему льда и т. п.
  7. Обнаружение мест без защитной каменной присыпки (легко определить по изменению цвета) либо она в большом количестве присутствует в водосточных желобах (может смываться дождём). Лишённая такого покрытия мягкая битумная кровля под действием солнечного излучения вскоре потрескается.
  8. Скручивание покрытия по краям. Иногда можно наблюдать скручивание фрагментов битумной черепицы, причиной чего является их пересушивание (необходимо улучшить работу вентиляции чердака).
    Виды повреждений мягкой кровли

    Наличие вздутий, порезов, растрескиваний кровельного покрытия является предпосылкой для проведения ремонта

Крайне важно своевременно очищать мягкую кровлю от веток, другого тяжёлого мусора, материалов, оставшихся после проведения строительных или ремонтных работ. Всё это под действием собственного веса со временем начинает «тонуть» в кровельном покрытии, деформируя его и нарушая целостность.

Особое внимание следует обращать на места примыкания кровли к зенитным фонарям, мансардным окнам, проходящим сквозь неё дымоходам и вентиляционным трубам.

Если крыша уже потекла, не стоит сразу браться за ремонт участка прямо над местом протечки: крышу нужно внимательно осмотреть, т. к. дефект может располагаться на расстоянии до нескольких метров от того места, где на потолке появилась вода.

Виды ремонта мягкой кровли

Работы по восстановлению кровельного «пирога» подразделяются на следующие виды:

  1. Аварийный ремонт. Производится внепланово в экстренном порядке, когда присутствующие дефекты со всей очевидностью могут в скором времени привести или уже привели к протечкам. В подавляющем большинстве случаев касается только верхнего покрытия, повреждённый фрагмент которого заменяется на новый либо, что чаще, накрывается заплатой. Обычно площадь реконструируемого участка не превышает 20% всей площади крыши.
  2. Текущий ремонт. Состоит в устранении потенциально опасных дефектов, выявленных во время планового осмотра. Обычно дело также ограничивается манипуляциями с верхним покрытием, которое либо заделывается заплатами, либо частично заменяется. Площадь ремонтируемых участков редко превышает 40% площади крыши. Текущий ремонт рекомендуется проводить ежегодно, так как устранение дефектов на ранней стадии в случае с мягкой кровлей позволяет существенно сэкономить.
  3. Капитальный ремонт. Производится тогда, когда доля проблемных зон на поверхности кровли превышает 40%. Работы охватывают весь кровельный «пирог» в целом, включая восстановление пароизолирующего барьера. Верхнее покрытие большей частью заменяется на новое.

Капитальный ремонт — довольно затратное мероприятие, которое по стоимости вполне может превзойти устройство новой кровли (разница в цене обусловлена работами по демонтажу и вывозом мусора).

Подготовка к ремонту мягкой кровли

На время ремонта крыши здание становится уязвимым для осадков, поэтому крайне важно провести подготовку так, чтобы работы были выполнены быстро и, как говорится, без сучка и задоринки. На данном этапе следует озаботиться решением ряда вопросов.

Составление сметы

При наличии подробной сметы в процессе ремонта не придётся тратить время на дозакупки чего-либо крайне необходимого, что было упущено из виду. Составляя данный документ, следует всё очень тщательно обдумать, так, чтобы он предусматривал абсолютно все виды работ и материалы вплоть до самых незначительных. Попутно смета позволит объективно оценить предстоящие затраты и сопоставить их с реальными финансовыми возможностями.

Если принято решение доверить ремонт кровли сторонней организации, то для составления сметы ей нужно будет предоставить следующую информацию:

  • план кровли с размерами, на котором указаны все имеющиеся на крыше трубы, шахты, парапеты (обязательно указывается толщина и высота), карнизные свесы (нужно показать зоны примыкания);
  • описание или фотографические изображения дефектов;
  • желаемый перечень работ;
  • название материала, который решено применить в качестве кровельного покрытия.

Выбор и закупка материалов

В наше время приобрести любой материал и в любом количестве можно без проблем. Но мастеру следует учитывать, что в области разработки кровельных покрытий, как и во всех остальных сферах человеческой жизнедеятельности, наблюдается бурное развитие, и чтобы потратить деньги разумно, в этом вопросе следует более или менее разбираться. Начнём с того, что привычный всем рубероид с картонным каркасом уже давно признан устаревшим. Его обошли аналоги с основой из фольги — фольгоизол и металлоизол.

Фольгоизол

Фольгоизол представляет собой многослойный материал

Но и эти материалы далеко не идеальны: битум в чистом виде плохо переносит морозы и температурные перепады, «не дружит» с ультрафиолетовым излучением. Недолговечны и мастики, используемые для склеивания битумных рулонных материалов: солнечные лучи довольно быстро делают их хрупкими. В итоге единственное преимущество таких покрытий — низкая стоимость — начисто перечёркивается затратами на капитальный ремонт, который приходится проводить каждые 5–7 лет.

Желающим иметь кровлю с более длительным сроком службы следует обратить внимание на современные материалы.

Битумно-полимерные рулонные покрытия

Благодаря полимерным добавкам, объёмная доля которых варьируется в пределах до 12%, битум становится более пластичным и гораздо дольше не трескается: срок службы составляет 15–20 лет. В качестве каркаса применяется стеклоткань, стеклохолст или полиэстеровая плёнка. К этой группе материалов относятся:

  • рубистик;
  • стекломаст;
  • бикрост;
  • рубемаст;
  • линокром;
  • гидростеклоизол;
  • стеклобит и др.
    Структура битумно-полимерного покрытия

    Битумно-полимерный материал имеет более широкий диапазон рабочих температур и повышенную надёжность

В отдельную подгруппу следует выделить материалы с добавками термопластов, термоэластопластов, резиновой крошки и эластомеров, которые считаются весьма перспективными. К ним относятся:

  • днепромаст;
  • филизол;
  • термофлекс;
  • днепрофлекс;
  • люберит;
  • элабит;
  • стекломаст Т;
  • атактон;
  • мастопласт;
  • изопласт;
  • бикроэласт;
  • бикропласт и др.

Битумно-полимерные материалы благодаря своей долговечности сокращают затраты на обслуживание мягкой кровли в 2 раза. Вместе с тем они унаследовали от битумных материалов и кое-какие недостатки:

  • покрытие нужно укладывать в несколько слоёв (3–5);
  • требуется защитная присыпка из каменной крошки;
  • в жаркую погоду покрытие сильно размягчается и при уклоне кровли более 25 градусов может сползти.

Рулонные материалы из нефтеполимерных смол или каучука

Самый прогрессивный вариант, обладает следующими достоинствами:

  • укладка производится в один слой (второе название — однослойные мембраны);
  • в жару не размягчается, поэтому может укладываться на крышах с любым уклоном;
  • ширина рулона может достигать 15 м, так что покрытие имеет очень мало швов;
  • можно производить монтаж зимой;
  • материал эластичный и очень прочный;
  • устойчив к морозам и ультрафиолетовому излучению, не окисляется;
  • служит более 25-ти лет.

Материал можно приклеить при помощи специального клея или битума (некоторые марки выпускаются в самоклеящемся исполнении), зафиксировать резьбовым крепежом либо просто присыпать слоем щебня.

Кровельные мембраны

На изготовление кровельной мембраны идёт этиленпропиленовый каучук и полипропилен (примерно 30% от общего состава)

За счёт однослойной укладки и значительного срока службы мембраны затраты на устройство и обслуживание кровли в сравнении с битумной сокращаются в 4 раза.

Каучуковые и полимерные мембраны успешно выпускают в России. В качестве примера можно привести материалы «Кромэл» (ОАО «Кировский комбинат искусственных кож») и «Рукрил» (АО «Химический завод» в г. Режа под Екатеринбургом), а также продукцию АО «Нижнекамскнефтехим».

Жидкие материалы (мастики)

В данном случае речь идёт не о клеящих мастиках, а о битумно-полимерных и полимерных составах, при помощи которых изготавливаются наливные кровли. В быту их часто называют «жидкой резиной». Основной материал смешивается с отвердителем и в таком виде наносится на ровную поверхность. Через некоторое время жидкость превращается в прочное, эластичное, напоминающее резину покрытие, на котором нет ни единого шва.

Предельное удлинение материала составляет 1000%, поэтому он сохраняет целостность даже при деформации кровли.

Жидкая резина

Жидкая резина имеет в основе битум, а нанесение материала можно производить посредством кисти, что делает удобным использование

Мастики проявляют стойкость к погодным факторам в том числе низким температурам и УФ-излучению, а срок их службы зависит от состава:

  • битумно-каучуковые — 15 лет (например, «Вента-У», «Гекопрен», «Эламаст»);
  • битумно-латексные — 20 лет («Блэм-20» и др.);
  • бутилкаучуковые и хлорсульфополиэтиленовые — 25 лет («Поликров-Л», «Поликров М-120», «Поликров М-140» и др.)
Наливная кровля

Жидкие кровельные материалы хорошо переносят деформации, перепады температур и ультрафиолетовое излучение

Важным достоинством наливных кровельных покрытий является их малый вес — от 2 до 10 кг/м2.

Если укладка ведётся на крыше с большим уклоном и при температуре выше +250С, в мастику нужно добавлять цемент или иной загуститель.

Мастики безопасны для здоровья, так как не выделяют вредных летучих веществ. Для нанесения применяется метод холодного напыления, исключающий возможность возгорания.

Подготовка инструментов

Голыми руками мягкую кровлю не отремонтировать, так что необходимо вооружиться следующими инструментами:

  1. Топор. Обычно снимается с топорища и крепится на отрезке трубы удобной длины. Используется для демонтажа старого покрытия. Для этой же цели можно использовать монтажный резак.
  2. Строительный нож (для разрезания рулонных материалов).
  3. Инструмент нагрева для наплавления рулонного материала — газовая горелка или паяльная лампа (не забудьте включить топливо в смету). Первой работать удобнее и быстрее.
  4. Строительный фен. Если в качестве кровельного покрытия применяется битумная черепица, то разогрев можно производить строительным феном.
  5. Макловицы — специальные кисти для нанесения грунтовки и мастики. За неимением таковых можно наносить жидкие составы с помощью старого веника. Также для их распределения применяют валик.
  6. Метла или веник (крышу перед ремонтом нужно очистить от мусора).
    Инструмент для ремонта мягкой кровли

    Газовая горелка является основным инструментом, без которого процесс ремонта кровли невозможен

Работать с газовой горелкой нужно в защитных очках.

Технология ремонта мягкой кровли

Метод восстановления кровли зависит от того, какие дефекты были выявлены.

Приклеивание отслоившегося полотнища

Операция осуществляется поэтапно:

  1. Отслоившийся фрагмент приподнимается. Находящееся под ним основание или рулонный материал очищается от мусора и тщательно просушивается строительным феном.
  2. Основание промазывается битумной мастикой и приклеивается отслоившееся полотнище.
  3. Сверху восстановленный шов также промазывается мастикой.

Битумную мастику можно изготовить самостоятельно. Она применяется в двух видах:

  • холодном: для ремонта внутренних слоёв;
  • в горячем: как наружное покрытие.

Для приготовления холодной мастики понадобятся следующие ингредиенты в пропорции 1:2:2, соответственно:

  • пылевидный наполнитель (известь, гипс, зола);
  • битум;
  • бензин.

Прежде всего, нужно разогреть битум до 180ºС и выдерживать его так до тех пор, пока вся содержащаяся в нём вода не испарится. После этого компоненты смешиваются, мастика охлаждается и используется по назначению.

Приготовление битумной мастики

Небольшой объём битумной мастики можно приготовить самостоятельно

Бензин вливать в разогретый битум нельзя, только наоборот — битум в бензин.

Для приготовления горячей мастики битум нагревают в котле до 200ºС и варят, добавляя постепенно наполнитель. Перемешивание можно производить палкой. Важно, чтобы температура битума при смешивании не опускалась ниже 160ºС, иначе качество материала окажется крайне низким.

Мастику нужно применять сразу после приготовления, хранить её нельзя.

Установка заплаты

Установка заплаты производится в таком порядке:

  1. Повреждённый участок вырубается при помощи топора. Если дефект имеет вид пузыря, его нужно разрезать крест-накрест и просушить, отогнув получившиеся «лепестки». После просушки их возвращают на место, подклеивая битумом или прибивая гвоздями.
  2. Далее, с прилегающей к дефекту области покрытия удаляется весь мусор, после чего она зачищается от грязи и пыли.
  3. Дефект вместе с прилегающей к нему зоной заливается битумной мастикой или герметиком.
  4. Сверху приклеивается фрагмент рулонного материала, который должен с хорошим запасом перекрывать повреждённый участок.
  5. Заплата заливается битумной мастикой или герметиком, который нужно раскатать по ней при помощи валика. Распределение выполняется так, чтобы наибольшую толщину заливка имела на краях заплаты.
Установка заплаты

Очерёдность операций при установке заплаты на еврорубероид

Латание крыши — не самый надёжный способ ремонта, поскольку он не охватывает скрытых дефектов. Опытные мастера стараются применять способ хоть и более дорогой, но зато стопроцентно эффективный — «ремонт по старому».

Видео: мелкий ремонт кровли

«Ремонт по старому»

Изношенная кровля целиком застилается новым покрытием без демонтажа старого. Перед этим её нужно привести в порядок — очистить от мусора и грязи, смести пыль.

Перед таким ремонтом необходимо оценить, смогут ли конструкции выдержать вес старого и нового покрытия. В любом случае количество имеющихся на крыше слоёв не должно быть больше восьми.

Видео: ремонт кровли «по старому»

Капитальный ремонт

При значительных повреждениях кровли даже «ремонт по старому» становится невозможным. В такой ситуации следует прибегнуть к ремонту капитальному. В самом запущенном случае он будет состоять из таких этапов:

  1. Удаление старого кровельного покрытия.
  2. Сбивка стяжки.
  3. Демонтаж утеплителя.
  4. Восстановление или замена пароизоляционного барьера.
  5. Ремонт системы внутреннего водостока.
  6. Укладка утеплителя.
  7. Придание поверхности необходимого уклона с помощью песчаной подсыпки.
  8. Установка воронок системы внутреннего водостока.
  9. Укладка цементно-песчаной стяжки. Чтобы вода из раствора не испарялась, его после укладки можно покрыть битумом.
  10. Монтаж кровельного покрытия (стяжку перед этим обрабатывают грунтовкой).

Рулоны раскатываются параллельно нижнему краю крыши, начиная снизу. Каждая последующая полоса перекрывает предыдущую нахлёстом в 10 см. При значительных уклонах величину нахлёста нужно увеличивать. Края полос обрабатываются битумной мастикой.

Капитальный ремонт мягкой кровли

Укладку полос рулонного материала выполняют внахлёст

Следующий слой укладывается с перевязкой швов, то есть так, чтобы новые полосы накрывали края полос нижележащего слоя.

Перед укладкой последнего, верхнего слоя рекомендуется залить крышу водой и посмотреть, не остаётся ли где-нибудь луж. Если таковые имеются, их отмечают мелом, после чего воду сгоняют, а кровлю подсушивают. Далее, отмеченные области заливают горячей мастикой либо укладывают на них дополнительный фрагмент рулонного материала толщиной не более 1 мм.

Завершаются работы нанесением светоотражающего или огнезащитного покрытия. Традиционные материалы — рубероид, пергамин или толь — нужно покрыть сверху горячей битумной мастикой, а затем посыпать каменной крошкой. Её вдавливают в битум катком. Новые материалы обычно уже имеют защитную присыпку.

Понятно, что при удовлетворительном состоянии каких-то элементов или слоёв кровли связанные с ними работы можно не выполнять. При хорошем раскладе капитальный ремонт может ограничиться заменой кровельного покрытия с небольшим локальным ремонтом основания и мелким ремонтом некоторых элементов.

Если ремонтом крыши занималась сторонняя организация, то к перечню добавляется ещё один этап — проверка качества выполнения работ. Вот на что нужно обратить внимание домовладельцу:

  1. Правильность укладки полотнищ. Они должны лежать ровно, с равномерным по всей длине и не слишком большим нахлёстом.
  2. Плотность прилегания краёв покрытия к основанию. Сильный ветер подрывает кровлю именно за края, поэтому крайне важно, чтобы они были очень тщательно и надёжно приклеены или приплавлены.
  3. Наличие протечек во время дождя. В первое время потолки на верхнем этаже после каждого дождя следует внимательно осматривать на предмет протекания воды. Добросовестные фирмы и бригады, занимающиеся ремонтом кровель, обычно дают гарантию на свою работу, так что при обнаружении течи заказчик имеет полное право потребовать исправления недоделок.

Перед обращением в стороннюю организацию будет нелишним изучить нормативные документы, регламентирующие монтаж мягких кровель. Прежде всего — СНиП II-26–76 «Кровли» (раздел «Кровли из рулонных и мастичных материалов»). Конечно, в кое-каких мелочах они отстают от жизни, в частности, не учитывают появления на рынке новейших материалов, но основная часть изложенных рекомендаций является вполне актуальной.

Видео: капитальный ремонт

https://youtube.com/watch?v=eLXSkq2x9k0

Аварийный ремонт зимой

Большинство материалов, применяемых для устройства мягкой кровли, на монтаж при низких температурах не рассчитано. Но аварийная ситуация вполне может произойти зимой: кровлю может повредить большое количество снега, сильная метель или движение льда. Провести экстренный ремонт помогут следующие рекомендации:

  1. В первую очередь крышу нужно освободить от снега, но так, чтобы при этом не повредить её ещё сильнее. Лучше всего для этой цели использовать обрезиненный скребок.
  2. Для временного латания прорехи следует применять материалы, которые не хрупчают на морозе. Из таковых наиболее доступными являются профнастил и металлочерепица. Если принято решение делать заплату из битумного материала, его до последнего момента нужно держать в отапливаемом помещении. В замёрзшем виде он при разворачивании растрескается.
  3. Существуют разновидности герметиков, рассчитанные на применение при низких температурах — их и надо использовать.
  4. Нельзя забывать о том, что зимой рано темнеет, поэтому следует позаботиться об освещении места проведения работ.
  5. Экипировка должна предусматривать возможность резкого ухудшения погоды, также желательно обзавестись помощником.
Аварийный ремонт кровли в зимнее время

Зимой до начала ремонта необходимо очистить поверхность кровли от снега

Видео: технология ремонта мягкой кровли

Мягкую кровлю из-за её низкой прочности приходится ремонтировать довольно часто, но сегодня ситуацию можно значительно улучшить путём применения новейших материалов. Главное — соблюдать правила техники безопасности, регламентирующие проведение работ на высоте. Место, куда будут сбрасываться демонтированные материалы, обязательно должно быть ограждено и обозначено предупреждающими знаками.