Большинство христиан на вопрос о том, кто была первая женщина, ответят предсказуемо — Ева. Однако есть и другая версия, частично вырезанная из Библии. Сегодня мы поговорим о предшественнице Евы — Лилит.

Происхождение Лилит

В утверждённом тексте Библии имя Лилит не упоминается. Однако в древних апокрифах Ветхого Завета, а также Свитках Мёртвого моря Лилит — полноценное действующее лицо. Согласно этой версии, Бог создал Адама и Лилит из земли (или глины). Однако Лилит не пожелала подчиняться своему новоиспечённому мужу, резонно возразив: «Нас обоих создали из земли равными». Дальнейшие события расходятся в различных традициях, но суть остаётся одинаковой. Так, в версии Алфавита Бен-Сиры, Лилит произносит тайное имя бога Яхве и уносится прочь. Адам жалуется Яхве на свою жену, и тот отправляет вдогонку за ней трёх ангелов. Однако даже настигнутая тремя прислужниками Бога, она отказывается вернуться к Адаму. За это Яхве карает её — каждую ночь сотня её новорождённых младенцев будет умирать. И в Эдемский сад ей, разумеется, путь заказан.

Согласно одной из версий, разгневанная Лилит обещает мстить и убивать младенцев, что не носят табличку с её именем. Поэтому на новорождённых в обязательном порядке вешали такой своеобразный талисман.

Что было после этого, знают все христиане. Бог создаёт для Адама жену, которая бы слушалась его, используя для этого его ребро. Примечательно, что отрывок о Лилит вырезан довольно грубо. Ещё до описания создания Евы говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Это было на Шестой день Творения. Таким образом, Лилит в Библии всё-таки вскользь упоминается. Однако о том, куда делась сотворённая женщина, Библия не говорит. Но на Седьмой день Бог создаёт Еву из ребра Адама. Про сбежавшую жену никто не вспоминает.

Адам, Ева и Лилит

Лилит постоянно приписывают различные уродства — то она покрыта волосами везде, кроме головы, то у неё змеиное тело, то драконий хвост

В каббалистической традиции изгнанная Лилит — мать всех демонов, а также дьяволица-искусительница, прародительница суккубов. Суккубы — это демоны, соблазняющие по ночам молодых мужчин. От такого союза, считается, рождаются новые демоны. И именно Лилит приписывают супружество с Самаэлем — военачальником всех демонов. Его нередко отождествляют с самим Сатаной, отсюда и популярное мнение о том, что Лилит — жена Дьявола. От их брака родился слепой Дракон, однако сам он породить уже ничего не может.

Существуют также инкубы — это мужские версии суккубов, которые соблазняют молодых женщин и вынуждают их вынашивать демонов. Однако они появились в культуре значительно позже.

Суккуб из WoW

Суккубы — крылатые искусительницы — популярные персонажи видеоигр

В каббале различают «старшую» и «младшую» Лилит. «Старшая» замужем за Самаэлем, а «младшая» — за Асмодеем. При этом важно понимать, что фактически это всё — одна дьяволица, но две разные её ипостаси.

Происхождение имени

Происхождение самого слова lilith пока неоднозначно. С иврита оно переводится как «ночная» — и это наиболее вероятная версия. Кроме того, некоторые семитские языки так называют неясытя, сову. А шумерское слово «лиль» обозначает воздух и привидений. Вполне возможно, что имя первой женщины — это игра слов, ведь «лиль» — это призрак, а «лилу» — ночь.

Лилит в культуре

Лилит — очень популярный образ в массовой культуре. Её изображают по-разному — то как едва напоминающую человека сущность (например, «Евангелион»), то как прекрасную и умную женщину («Фауст»), то как загадочного ангела, обещающего блаженное забвение (K-12), то как сильную и хитрую притворщицу, преследующую свои интересы («Леденящие душу приключения Сабрины»). Образ первой женщины, посмевшей восстать против своего мужа и Бога, вряд ли когда-нибудь перестанет привлекать внимание творцов.

Лилит (Евангелион)

В «Евангелионе» Лилит — прародительница всех людей

Лилит — безусловно, яркий и вдохновляющий образ из раннехристианских апокрифов. Сейчас она сохранилась лишь в каббалистических и оккультных традициях, но массовая культура активно популяризирует её и по-своему интерпретирует в современных произведениях.