Строительный фен применяется для нагревания различных материалов. Направленный поток очень горячего воздуха позволяет снимать ненужную краску, спаивать пластик, склеивать плёнку. С его помощью можно прогревать трубы в мороз и разжигать древесный уголь в мангале. Температура нагревания колеблется от 50 до 600 градусов. Этот инструмент несложно смастерить своими руками с меньшими затратами, чем при покупке.

Как устроен строительный фен

Любой монтажный фен имеет основные элементы, без которых не обойтись для получения раскалённого потока воздуха:

  1. Термоизоляционный кожух с нагревательным элементом.
  2. Сопло.
  3. Электродвигатель.
  4. Вентилятор.
  5. Кнопка включения.
  6. Корпус фена.
  7. Кабель электропитания.
Устройство строительного фена

Основные элементы заключены в корпус

От кнопки провода идут к двигателю и нагревательному элементу. Поэтому после включения запускается двигатель и нагревается спираль. Вентилятор вращается и направляет горячий воздух в сопло. Термозащитный кожух не даёт пластиковому корпусу расплавиться.

Изготовление строительного фена самостоятельно

Термофен можно изготовить разными способами.

Без двигателя, но с вентилятором

Вам понадобятся следующие детали:

  • два блока питания на 12 В;
  • 40-миллиметровый вентилятор от компьютера. Он имеет печатную плату, которая управляет вращением. Поэтому двигатель не нужен;
    Вентилятор

    Вентилятор от компьютера имеет плату, управляющую его вращением

  • резистор на 10 Вт. Из него будет сделан воздуховод;
    Резистор С5–5

    Корпус резистора С5–5 подходит по размеру к спирали

  • нихромовая проволока диаметром 0,5–1 мм;
  • слюда нужна для изоляции между спиралью и трубкой;
  • стеклотканый материал;
  • клей для резины или Момент. От высокой температуры он выгорает. Но во время сборки без него не обойтись;
  • клеммники для электротехники. Они нужны для фиксации и передачи тока между кабелем и спиралью;
    Клеммники

    Клеммники нужны для фиксации и соединения проводов

  • жестяная негофрированная консервная банка. Для корпуса фена;
  • шприц на 5 мл. Из него сделаем ручку;
  • три шайбы: М5, М4, М3;
  • винт М3;
  • кембрик 3мм.

Сначала подготовьте трубку. Для этого у резистора спилите напильником один закатанный край и извлеките содержимое.

  1. На трубку или стержень диаметром 6 мм намотайте спираль. Витки не должны касаться друг друга. Длинный конец вставьте внутрь спирали.
    Спираль

    Спираль должна соответствовать по размеру трубке и иметь один конец внутри себя

  2. Консервную банку разрежьте, чтобы образовался лист. Сделайте чертёж на бумаге. Приклейте его на жестяной лист. Проделайте отверстия и вырежьте заготовку по контуру. Согните деталь по пунктирным линиям.
    Чертёж корпуса

    Чертёж корпуса наносится на бумагу и вырезается из жести

  3. Смажьте бумагу ацетоном и удалите её.
  4. В трубку вставьте шайбу для сопла. Сверните однослойный рулон из слюды и вставьте в трубку. Там же разместите спираль.
  5. Соберите узел крепления.
    Узел крепления корпуса к шприцу

    Узел крепления корпуса к шприцу со всеми крепёжными деталями

  6. Соберите конструкцию фена.
    Четрёж конструкции фена

    На чертеже конструкции фена показано крепление с ручкой и внутренние элементы

  7. Подключите спираль к кабелю.
    Подключение спирали

    Нихромовая спираль не поддаётся пайке. Поэтому её прикручивают к контактам

  8. Провода от вентилятора и нагревательного элемента вставьте в ручку. Крепёжные отверстия вентилятора заткните поролоном или пористой резиной.
  9. Соедините провода с блоками питания.

С двигателем

Если у вас нет вентилятора с печатной платой, то можно использовать микродвигатель и самодельную крыльчатку из жестяной банки. Также вам понадобится паяльник. Подключение к электроцепи аналогично, как в варианте без двигателя.

  1. У паяльника снимите жало. Обрежьте ручку и сточите грани.
    Паяльник без ручки

    Ручка паяльника отрезается для соединения с корпусом

  2. Возьмите стальную трубку и вставьте в неё нагревательный элемент.
    Трубка для нагревательного элемента

    Трубка должна подходить по размеру к нагревательному элементу

  3. Закрепите крыльчатку на вал двигателя. Подберите корпус под эти две детали и вставьте их.
    Корпус двигателя

    В пластиковый корпус вставляется двигатель с крыльчаткой

  4. Наденьте корпус на ручку паяльника и приклейте.
    Корпус с паяльником в сборе

    Корпус двигателя приклеивается к ручке паяльника

Видео: как сделать монтажный фен с двигателем

Из обычного фена

Строительный фен из обычного — удобный вариант. У вас будет один кабель вместо двух. Не нужно искать двигатель с вентилятором. Но необходимо провести переделку устройства. Нужно полностью заменить нагревательный элемент и изолировать его от пластикового кожуха фена.

  1. Разберите корпус.
  2. Отсоедините нагревательный элемент и все пластиковые детали.
  3. На керамическую трубку намотайте спираль из нихромовой проволоки. Оберните её слюдой. Вставьте в металлическую трубку. Подключите спираль к трансформатору фена.
  4. На металлическую трубку намотайте несколько слоёв стеклополотна для термоизоляции.
    Изоляция трубки нагревательного элемента

    Чтобы пластиковый кожух фена не нагревался, металлическую трубку обматывают стеклополотном

  5. Наденьте пластиковый кожух фена.
    Фен после сборки

    Полученный строительный фен выглядит, как обычный, но с металлическим соплом

Подбор проволоки и стержня для намотки спирали

Спираль нужно наматывать в соответствии с диаметром проволоки и стержня. Это должен быть только нихром. Он сильно раскаляется и не плавится. Но и не поддаётся пайке.

Таблица: зависимость диаметра стержня и длины спирали от толщины нихрома

0,5 мм 0,6 мм 0,7 мм 0,8 мм 0,9 мм 1 мм
d1, мм d2, мм d1, мм d2, мм d1, мм d2, мм d1, мм d2, мм d1, мм d2, мм d1, мм d2, мм
2 64 2 76 2 84 3 68 3 78 3 75
3 56 3 53 3 62 4 54 4 72 4 63
4 46 4 40 4 49 5 46 6 68 5 54
5 30 5 33 5 40 6 40 8 52 6 48
6 26 6 30 6 34 8 31 8 33

d1 — это диаметр стержня. d2 — диаметр спирали. 0,5–1 мм — это толщина нихромовой проволоки.

Для проведения бытовых работ технический фен можно изготовить самостоятельно. Главное, правильно намотать спираль и сделать термозащитный кожух так, чтобы он не расплавился.