Авиатранспорт считается самым безопасным, и большинство перелётов завершается удачно. Но иногда технические неполадки и другие причины приводят к аварийным ситуациям. Есть рекомендации для пассажиров, увеличивающие шансы на выживание в таких случаях.

Безопасные места в самолёте

Выживаемость при пожаре или взрыве на самолёте самая низкая. Но большинство аварий происходит при взлёте и посадке. А это значит, что шансы выжить в таких ситуациях сильно зависят от места, выбранного пассажиром при покупке билета. Есть два фактора, которые важно рассмотреть:

  1. Безопасность места. Первый удар при падении приходится на переднюю часть самолёта, потому вероятность спастись ниже у тех, кто сидит в этой секции салона. Это подтверждено и экспериментом — краш-тестом Boeing 727 — имитацией аварийной посадки с манекенами в салоне. Результаты эксперимента — 78% пассажиров выжили, но не те, кто сидели в носовой части самолёта (бизнес-класс). Манекен в аварийной позе и с пристёгнутым ремнём почти не пострадал, не пристёгнутый — погиб, в обычной позе, но пристёгнутый — получил травму головы.
  2. Удобство места для эвакуации. Аварийные выходы, которые используются при эвакуации, расположены с правой и левой стороны фюзеляжа. Они, а также средства открывания, имеют такую маркировку, которая хорошо заметна с большого расстояния. Места рядом с такими выходами наиболее безопасны при эвакуации. Но и они становятся опасными, если фюзеляж с этой стороны повреждён, сильно смят при приземлении или снаружи пламя и т. д.
Схема — количество выживших пассажиров в зависимости от места в салоне самолёта

Хвостовая секция самолёта считается наиболее безопасной при авариях

Но важно понимать, что абсолютно безопасных мест в самолёте нет. Так, если пожар вспыхнет в задней секции самолёта, то сидящие в хвосте пассажиры погибнут. Предугадать, случится ли аварийная ситуация и какая, невозможно. Поэтому рекомендуется всегда учитывать два важных правила при выборе места в самолёте:

  1. Садитесь ближе к проходу — места у иллюминатора опаснее, оттуда сложнее добраться до выхода.
  2. Считайте количество рядов кресел до двух ближайших выходов. Выбирайте места, расположенные в пяти рядах от аварийного выхода или ближе.

Таблица: процент выживаемости пассажиров в разных частях самолёта при его крушении

Места в самолётеКоличество выживших пассажиров, %
Передние ряды49
Средние ряды (у крыльев)56
Хвост69

Как выжить во время авиакатастрофы: правила поведения в разных ситуациях

Во время перелёта может быть несколько видов аварийных ситуаций. В каждом случае важно знать, как правильно действовать, чтобы увеличить свои шансы на выживание.

Пожар на борту

Пятая часть аварий на самолётах сопровождается пожарами. Выживаемость при этом довольно высокая (до 70%). Конечно, речь не идёт о взрывах на борту или пожарах при падении самолёта с большой высоты, когда шансы выжить практические равны нулю. Если при посадке самолёта возник пожар, сразу после остановки транспортного средства идите к ближайшему выходу. Также соблюдайте следующие рекомендации:

  • снимите капроновые чулки — они плавятся под действием высоких температур и могут стать причиной ожогов;
  • пригнитесь или даже передвигайтесь к выходу на четвереньках — внизу всегда меньше дыма, а значит и дышать в таком положении легче;
  • защитите кожу от огня с помощью одежды, пледа и т. д.;
  • перед взлётом изучите путь к самым близким выходам, чтобы вы могли быстро добраться до них и при сильном задымлении салона;
  • если очередь к одному из выходов не продвигается, воспользуйтесь другим.

Выживаемость пассажиров при пожарах на борту самолёта во время приземления составляет 70%

Аварийная посадка на воду

Разные модели самолётов обладают плавучестью в разных положениях — горизонтальном, с погруженным в воду носом или хвостом. Поэтому при аварийной посадке на воду важно передвигаться к выходу, который не окажется под водой. Перед взлётом стюардессы рассказывают обо всех мерах безопасности и индивидуальной защиты. Важно внимательно слушать и запоминать, какие средства спасения предусмотрены для разных ситуаций, где они находятся, как их правильно применить. Также можно прочесть об этом в памятках.

Самолёт находится на плаву 10–40 минут. За это время важно выбраться из него, надев спасательный жилет, а также спустить на воду плоты. Они надуваются автоматически за 1–3 минуты.

Аварии при взлёте или посадке, падение самолёта

Если самолёт резко теряет скорость, т. е. совершает аварийную посадку, необходимо правильно подготовиться к удару о землю. Для этого рекомендуется пристегнуть ремни, если ранее это не было сделано, а потом принять безопасную позу. Есть несколько вариантов:

  1. Согнуться, руками обхватить лодыжки или колени, голову низко наклонить или положить на колени, а ноги выдвинуть вперёд и упереть в пол.
  2. На спинку переднего кресла положить скрещённые руки, к ним прижать голову, ноги вытянуть и упереться в пол.
Защитная поза при аварийной посадке самолёта

Непосредственно перед экстренной посадкой авиалайнера необходимо принять фиксированную безопасную позу

Часто гибелью человека во время авиакатастрофы является неумение быстро расстёгивать ремни безопасности. Перед взлётом желательно уточнить у стюардесс, как это правильно делать, потренироваться, доводя все действия до автоматизма.

Также перед каждым взлётом и перед каждой посадкой желательно соблюдать простые правила личной безопасности:

  • не снимайте обувь, для полёта выбирайте комфортную пару — сланцы или туфли на шпильке оставьте для более подходящих случаев, но и такая обувь лучше, чем передвижение по горячим обломкам босиком;
  • одежду подбирайте закрытую и удобную, не синтетическую, которая сможет защитить от огня, дыма;
  • не закрывайте уши наушниками, глаза маской для сна, чтобы быть сконцентрированным в эти минуты;
  • не располагайте над головой тяжёлые сумки;
  • не забывайте использовать ремни безопасности;
  • снимите галстук, шарф, очки, заколки — такие аксессуары могут быть опасными при аварийных ситуациях.

Видео: как вести себя при аварийной посадке самолёта

Декомпрессия и турбулентность

Иногда на борту самолёта происходит турбулентность или декомпрессия. Во время этого пассажиры могут получить телесные повреждения разной степени, смертельных случаев почти не бывает.

Турбулентность — хаотично перемещающиеся воздушные потоки, часто образующие завихрения. Причина их появления — неравномерный прогрев земной поверхности, вследствие которого воздушные массы имеют разную температуру и поднимаются с разной скоростью. Из-за этого самолёт может проваливаться в воздушные ямы или резко подниматься в восходящих потоках. Незакреплённые предметы и пассажиры, не пристёгнутые ремнями безопасности, — основные причины травм.

Декомпрессия — это разреженный воздух на борту. Обычно она начинается с громкого рёва при выходе воздуха из самолёта и наполнения салона туманом и пылью. Из лёгких человека воздух выходит очень быстро, а задержать его не получается, потому необходимо использовать кислородные маски. Также следует пристегнуть ремни и подготовиться к быстрому снижению самолёта.

Видео: правила выживания при крушении самолёта

Что нельзя делать при авиакатастрофе

Самое опасное при аварийных ситуациях на самолётах — неправильная реакция пассажиров. Есть два варианта поведения:

  • апатия — часто человек просто цепенеет и ничего не делает, даже не успевает расстегнуть ремень безопасности, не говоря уже о быстром передвижении к аварийному выходу и т. д.;
  • паника — нельзя вставать с места до полной остановки транспорта, важно соблюдать все рекомендации стюардесс и пилотов, так как отсутствие порядка затруднит эвакуацию пассажиров в моменты, когда важна каждая секунда.

Выжить при крушении самолёта помогают уверенное поведение и знание, что и как делать в аварийных ситуациях. Внимательно слушайте стюардесс и изучайте памятки, брошюры, в которых рассказывается о правилах поведения при пожаре, аварийном приземлении и т. д. Мысленно проложите самый быстрый путь к ближайшим выходам, не расстёгивайте ремни безопасности во время взлёта и приземления, соблюдайте другие меры предосторожности, чтобы увеличить шансы на выживание в опасных ситуациях.