Длительные поездки утомляют пассажиров с верхних полок. Им тоже хочется посмотреть в окно, поесть с комфортом, расположиться с удобством. Однако пассажиры с нижних полок иногда отказываются пускать их на свои места. РЖД уже давно дали официальные разъяснения насчёт того, нужно ли пускать пассажиров поезда с верхней полки на нижнюю.

Нужно ли уступать нижнюю полку в поезде пассажирам с верхней

С юридической точки зрения, никто никого не должен пускать на своё место в поезде. Существуют правила перевозок, закреплённые Приказом Министерства Транспорта 19.12.2013 №473.

В п. 51 данного документа указано, каждый человек имеет право занимать только то место, на которое у него куплен билет. Занять другое место он может исключительно с разрешения человека, который купил на него билет. При этом в любой момент с этого места его могут попросить удалиться на законных основаниях.

В указанном Приказе нет никаких привилегий для стариков, детей и беременных женщин. В РЖД поясняют, что это не является дискриминацией, потому что человек заранее знает, какое место займёт в поезде. Даже если человеку наверху будет исключительно некомфортно на своём месте, он не может заставить других пассажиров подвинуться.

РЖД не будет нести никакой ответственности, если человек, который занял не своё место в поезде, упадёт с него. Технически он не должен был там находиться.

плацкарт

Как поделить нижнюю полку с пассажирами с верхней

При необходимости занять нижнюю полку можно вежливо попросить другого пассажира об этом. Соседи по вагону, скорее всего, пойдут на уступки, если другому человеку требуется принять пищу, и пустят его на своё место. Но в любой момент они могут на законных основаниях попросить его удалиться, поскольку приобрели билет с указанием конкретного места в поезде.

Если пассажир с нижней полки не захочет пускать остальных присесть к столику, они не имеют права требовать его уступить место. При этом столиком пассажиры с верхней полки всё же пользоваться могут, но стоя.

В случае возникновения конфликтной ситуации проводник не может никого заставить покинуть своё место, потому что оно было оплачено. Проводник обязан выслушивать все пожелания пассажиров и обеспечивать комфорт их поездки, но он не может нарушать права одних ради других.

Если попались упрямые соседи, он найдёт место, где можно будет с комфортом поесть или просто посидеть. Но только если оно окажется свободным. В противном случае желающим пообедать предложат пройти в вагон-ресторан.

проводница РЖД

Правила перевозки багажа менее жёсткие: хранить свои вещи можно в любом отсеке. Но согласно пункту 112 Приказа Минтранса, преимущественное право на перевозку багажа в верхнем отсеке имеют пассажиры, которые занимают место на верхней полке. С нижним отсеком аналогичная ситуация.

Таким образом, исключительно желание пассажира с нижней полки определяет комфорт его соседей сверху. Поэтому желательно заранее покупать билеты на удобные места. Особенно если речь идёт о пожилых людях или детях. В СВ-вагонах вообще нет верхних полок, если средства позволяют, желательно приобретать места в них.