Страх упасть в лифте — не редкость для жителей города. Он лежит в основе мифов о возможных способах спасения и подогревает интерес пытливых умов к поиску реальных вариантов, которые помогли бы выжить.

Вероятность спасения в сорвавшемся подъёмнике

Конструкция кабины предусматривает различные варианты аварийного замедления и остановки, однако, это не гарантия полной безопасности. Результат аварии зависит:

  • от высоты;
  • исправности и изношенности механизма;
  • действий пассажира.

Первую систему экстренного торможения разработал и ввёл в эксплуатацию Элайша Грейвс Отис. Плоская пружина, через которую был пропущен подъёмный трос, выпрямлялась под тяжестью падающего лифта и застопоривалась в зазубринах, расположенных по краям подъёмника.

Пружина Отиса стала прообразом современных ловителей. Они устанавливаются на противовесе или кабине, захватывают направляющие и не позволяют конструкции сорваться, вне зависимости от того, на каком этаже произошла авария. Быстроходные и скоростные лифты оснащаются ловителями плавного торможения, чтобы снизить травмоопасность экстренной остановки механизма. Такие же системы ставятся в медицинских учреждениях. Если под шахтой холл, коридор или жилое помещение, то для усиления безопасности используются два ловителя, которые, в свою очередь, приводятся в действие после срабатывания ограничителя скорости. Он принимает сигнал о превышении максимально допустимой скорости и блокирует движение лебёдки.

Ловители лифта

После активации ограничителя скорости, две взаимно противоположные пластины ловителя крепко сжимаются, удерживая кабину лифта на направляющем рельсе или лебёдке в шахте

Такими элементами безопасности в обязательном порядке оснащаются все подъёмники, поэтому сама вероятность падения остаётся низкой. В каждом отдельном случае опасность растёт:

  • при сильном износе механизмов лифта, в том числе по истечении срока эксплуатации;
  • превышении допустимой грузоподъёмности;
  • неразумном поведении пассажиров: раскачивании кабины, подпрыгивании.

Во время аварии шансы уцелеть во многом зависят от высоты падения. Чем выше находится кабина, тем быстрее она разгонится и сильнее ударится о дно шахты. Скорость достигает 70 км/ч и более, что сравнимо с движением автомобиля на оживлённой трассе. В такой конструкции тело человека находится в свободном падении, поэтому при резкой остановке принимает на себя мощный удар.

Уже на третьем этаже серьёзно повышается риск травмоопасности при падении в лифте. С каждым новым пролётом опасность увеличивается — переломов и сильных ушибов мягких тканей практически не избежать. Неудачное положение тела во время приземления кабины способствует компрессионному перелому позвоночника. Чем больше высота, тем меньше шансов на спасение.

В 1945 году работница Эмпайр-стейт-билдинг Бетти Лу Оливер упала в лифте с 75-го этажа из-за оборвавшихся тросов, но выжила. До сих пор не известно, что именно способствовало её спасению: буфер из мотка тросов или, образовавшаяся из-за быстрого падения, воздушная подушка. Этот случай занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.

Как спастись, если кабина летит вниз

Частая рекомендация в такой ситуации — прыгнуть за секунду до столкновения с основанием шахты. Навеянная голливудскими историями, эта теория разбивается о физические законы и реальность, которая не позволяет определить момент подскока. Это действие, в свою очередь, совершается для замедления падения самого пассажира. Но не стоит забывать — человек движется с такой же скоростью, что и лифт. Оттолкнувшись от пола, он сокращает этот показатель на 3–5 км/ч, что не спасает при среднем движении сорвавшейся кабины 75–85 км/ч. Кроме того, подскочив в свободном падении, вы рискуете удариться головой о потолок и создаёте дополнительные условия для получения множественных травм.

Прыжок в лифте

Прыжок в падающем лифте не поможет спастись от травм — это миф

Ещё один вариант — присесть на полусогнутых ногах. Предполагается, что природная подвижность суставов амортизирует удар и позволит сохранить позвоночник. Спасти это может при падении с небольшой высоты — 1–2 пролёта. Но и тогда нет гарантии от вывиха или перелома костей ног. На высоте 10–15-го этажа такое положение усугубит возможные последствия!

В инструкции по эксплуатации лифта в черезвычайных ситуациях рекомендуется присесть на корточки, сгруппироваться и упереться руками в пол. Тело при этом находится в полурасслабленном состоянии. Если в кабине есть поручни, крепко схватитесь за них. Эти советы также актуальны для подъёмников в малоэтажных зданиях.

Упор присев

На небольшой высоте компенсировать силу удара от падения поможет упор присев

Третий и самый эффективный вариант спасения в падающем лифте — лечь на пол, стараясь занять как можно большую площадь. Это позволит распределить силу удара равномерно по всему телу и снизить вероятность переломов. Но у этого метода есть недостатки:

  • мягкие ткани всё равно повредятся;
  • под ударом окажется мозг — сотрясения трудно избежать, даже если под головой сложить руки или удерживать сумку;
  • в момент столкновения пол кабины может развалиться на куски, что станет причиной глубоких порезов и переломов;
  • из-за состояния невесомости, в котором находится падающий в лифте человек, прижаться к полу довольно проблематично.

Несмотря на все эти нюансы, специалисты считают такое решение самым реальным, с точки зрения собственных шансов на выживание в падающем лифте.

В некоторых источниках рекомендовано ложиться на живот, лицом вниз, но при столкновении с дном шахты это может привести к травмам внутренних органов, переломам грудной клетки и лицевых костей, так как в первый момент вас на огромной скорости прижмёт к полу.

Падение в лифте, лёжа на полу

При падении кабины в шахту с небольшой высоты, можно лечь на живот, но голову стоит положить на скрещенные руки или сумку, чтобы немного смягчить удар

Видео: единственный вариант выжить в свободнопадающем лифте

Избежать травмирования после падения лифта практически невозможно. В то же время сама вероятность этого падения мала, благодаря техническому оснащению подъёмников ловителями и ограничителями скорости. Если же кабина всё-таки срывается вниз, лучше лечь на пол, подложив под голову одну руку, а второй прикрыв глаза от попадания осколков.