Как выжить в падающем лифте
Страх упасть в лифте — не редкость для жителей города. Он лежит в основе мифов о возможных способах спасения и подогревает интерес пытливых умов к поиску реальных вариантов, которые помогли бы выжить.
Вероятность спасения в сорвавшемся подъёмнике
Конструкция кабины предусматривает различные варианты аварийного замедления и остановки, однако, это не гарантия полной безопасности. Результат аварии зависит:
- от высоты;
- исправности и изношенности механизма;
- действий пассажира.
Первую систему экстренного торможения разработал и ввёл в эксплуатацию Элайша Грейвс Отис. Плоская пружина, через которую был пропущен подъёмный трос, выпрямлялась под тяжестью падающего лифта и застопоривалась в зазубринах, расположенных по краям подъёмника.
Пружина Отиса стала прообразом современных ловителей. Они устанавливаются на противовесе или кабине, захватывают направляющие и не позволяют конструкции сорваться, вне зависимости от того, на каком этаже произошла авария. Быстроходные и скоростные лифты оснащаются ловителями плавного торможения, чтобы снизить травмоопасность экстренной остановки механизма. Такие же системы ставятся в медицинских учреждениях. Если под шахтой холл, коридор или жилое помещение, то для усиления безопасности используются два ловителя, которые, в свою очередь, приводятся в действие после срабатывания ограничителя скорости. Он принимает сигнал о превышении максимально допустимой скорости и блокирует движение лебёдки.
Такими элементами безопасности в обязательном порядке оснащаются все подъёмники, поэтому сама вероятность падения остаётся низкой. В каждом отдельном случае опасность растёт:
- при сильном износе механизмов лифта, в том числе по истечении срока эксплуатации;
- превышении допустимой грузоподъёмности;
- неразумном поведении пассажиров: раскачивании кабины, подпрыгивании.
Во время аварии шансы уцелеть во многом зависят от высоты падения. Чем выше находится кабина, тем быстрее она разгонится и сильнее ударится о дно шахты. Скорость достигает 70 км/ч и более, что сравнимо с движением автомобиля на оживлённой трассе. В такой конструкции тело человека находится в свободном падении, поэтому при резкой остановке принимает на себя мощный удар.
Уже на третьем этаже серьёзно повышается риск травмоопасности при падении в лифте. С каждым новым пролётом опасность увеличивается — переломов и сильных ушибов мягких тканей практически не избежать. Неудачное положение тела во время приземления кабины способствует компрессионному перелому позвоночника. Чем больше высота, тем меньше шансов на спасение.
В 1945 году работница Эмпайр-стейт-билдинг Бетти Лу Оливер упала в лифте с 75-го этажа из-за оборвавшихся тросов, но выжила. До сих пор не известно, что именно способствовало её спасению: буфер из мотка тросов или, образовавшаяся из-за быстрого падения, воздушная подушка. Этот случай занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.
Как спастись, если кабина летит вниз
Частая рекомендация в такой ситуации — прыгнуть за секунду до столкновения с основанием шахты. Навеянная голливудскими историями, эта теория разбивается о физические законы и реальность, которая не позволяет определить момент подскока. Это действие, в свою очередь, совершается для замедления падения самого пассажира. Но не стоит забывать — человек движется с такой же скоростью, что и лифт. Оттолкнувшись от пола, он сокращает этот показатель на 3–5 км/ч, что не спасает при среднем движении сорвавшейся кабины 75–85 км/ч. Кроме того, подскочив в свободном падении, вы рискуете удариться головой о потолок и создаёте дополнительные условия для получения множественных травм.
Ещё один вариант — присесть на полусогнутых ногах. Предполагается, что природная подвижность суставов амортизирует удар и позволит сохранить позвоночник. Спасти это может при падении с небольшой высоты — 1–2 пролёта. Но и тогда нет гарантии от вывиха или перелома костей ног. На высоте 10–15-го этажа такое положение усугубит возможные последствия!
В инструкции по эксплуатации лифта в черезвычайных ситуациях рекомендуется присесть на корточки, сгруппироваться и упереться руками в пол. Тело при этом находится в полурасслабленном состоянии. Если в кабине есть поручни, крепко схватитесь за них. Эти советы также актуальны для подъёмников в малоэтажных зданиях.
Третий и самый эффективный вариант спасения в падающем лифте — лечь на пол, стараясь занять как можно большую площадь. Это позволит распределить силу удара равномерно по всему телу и снизить вероятность переломов. Но у этого метода есть недостатки:
- мягкие ткани всё равно повредятся;
- под ударом окажется мозг — сотрясения трудно избежать, даже если под головой сложить руки или удерживать сумку;
- в момент столкновения пол кабины может развалиться на куски, что станет причиной глубоких порезов и переломов;
- из-за состояния невесомости, в котором находится падающий в лифте человек, прижаться к полу довольно проблематично.
Несмотря на все эти нюансы, специалисты считают такое решение самым реальным, с точки зрения собственных шансов на выживание в падающем лифте.
В некоторых источниках рекомендовано ложиться на живот, лицом вниз, но при столкновении с дном шахты это может привести к травмам внутренних органов, переломам грудной клетки и лицевых костей, так как в первый момент вас на огромной скорости прижмёт к полу.
Видео: единственный вариант выжить в свободнопадающем лифте
Избежать травмирования после падения лифта практически невозможно. В то же время сама вероятность этого падения мала, благодаря техническому оснащению подъёмников ловителями и ограничителями скорости. Если же кабина всё-таки срывается вниз, лучше лечь на пол, подложив под голову одну руку, а второй прикрыв глаза от попадания осколков.