Недавно я делала фотографии в студии моего хорошего приятеля. Он отлично разбирается в своем ремесле и знает много интересного из истории фотоискусства. Нужные мне снимки были сделаны очень быстро, и мы разговорились о том, как долго людям приходилось позировать для фотографий в прошлом.

Знакомый спросил, знаю ли я, почему люди на старых фотографиях не улыбаются, а стоящие всегда кладут руку на плечо тем, кто сидит. Я действительно замечала эти особенности на пожелтевших снимках из домашних архивов, но никогда не задумывалась, почему люди так поступали.

Оказывается, причин отсутствия улыбок на фотографиях XIX — начала XX веков несколько.

Первая связана как раз с длительностью позирования. Когда процесс запечатления занимает несколько минут, удерживать на лице улыбку трудно. В дальнейшем появились аппараты с относительно короткой выдержкой, но люди долго продолжали следовать традиции, заложенной предшественниками.

Вторая причина — улыбаться считалось непристойным.

Приличному человеку следовало демонстрировать свою серьезность и солидность, а не игривый настрой. К фотографированию относились как к очень важной и значительной процедуре. Большинство могли позволить себе только одну фотокарточку на всю жизнь, поэтому «легкомысленную» улыбку считали неуместной.

Этого подхода придерживались во всех слоях общества — лица крестьян на старых фотографиях не менее хмурые, чем у аристократов.

Третья причина заключается в том, что искусство фотографии берет свое начало в живописи, а улыбки на портретах художников были редким явлением на протяжение многих веков.

Конечно, неулыбчивые лица далеких предков в некоторой степени связаны с плохим состоянием зубов, гигиена которых в прошлые века была примитивной. Но и желание остаться в памяти потомков респектабельным и серьезным человеком играло роль.

Ладонь на плечо соседа размещали тоже по причине долгой выдержки первых фотоаппаратов. Так было легче стоять в одной позе, чтобы случайное движение не смазало изображение. Оказывается, на одиночных фотографиях позирующие тоже старались по возможности опираться на какой-нибудь предмет — обычно на этажерку или подставку.

Кроме того, многие люди, особенно из нижних слоев общества, из-за волнения перед камерой начинали невольно двигать руками и шевелить пальцами.

А если рука лежит на подставке или чьем-нибудь плече, сохранять ее в спокойном положении гораздо легче.

Если в фотоателье не было специальных подставок, фотограф мог дать позирующему подержать какой-нибудь предмет, а тех, кто фотографируется парой, просили пожать друг другу руки.

Вот такая интересная история скрывалась за старыми фотоснимками.