Многие, заставшие эпоху социализма в нашей стране, хорошо помнят предмет интерьера, называемый трельяжем. Он стоял чаще всего в прихожей и использовался не только в процессе прихорашивания хозяйки, но и служил местом хранения различных мелочей. Однако не все знают, что появлением трельяжа мы обязаны французским модницам, жившим задолго до создания СССР.

Почему «трельяж»

Вернувшись во Францию XVII века, к годам правления короля Людовика XV, мы с точностью увидим, как уважаемые богатые дамы, фрейлины и жены аристократов поправляют свои локоны к очередным пышным праздникам и встречам. Среди них была и знаменитая по наши дни Жанна-Антуанетта Пуассон, она же маркиза де Помпадур, и она же фаворитка короля Франции, которой присвоено изобретение трельяжа.

Слово «трельяж» французского происхождения (treillage) и переводится как трехстоворчатое зеркало. Выглядит эта конструкция как тумба с выдвижными ящиками и тремя зеркалами: одно основное и, как правило, самое большое крепится к туалетному столику, а два боковые остаются подвижными «продолжениями» среднего зеркала.

Не удивительно, что такой столик стал чуть ли не самым важным элементом мебели в комнатах модниц, которые могли себе позволить подобную роскошь. Очень часто он был светлых оттенков, а поверх причудливых форм наносилась позолота. Чем состоятельнее была обладательница этого женского тренда, тем изысканнее он выглядел, а цена была в несколько крат выше. Сделанные по всем правилам стиля рококо, трельяжи давали возможность девушкам и женщинам увидеть себя с любого ракурса, позволяя подправить прическу, заметить примятое платье или просто выровнять спину, кокетничая и улыбаясь своему отражению.

Многие приписывают трельяжу другое название – трюмо, хотя на деле это две разные вещи. Основной различающей чертой является то, что у трюмо всего одно зеркало, которое дает единственный угол обзора на лицо и верхнюю часть туловища. В то время как трельяж помимо количества своих зеркал отличается и разнообразием размеров: от настольного до почти полноростового.

Зачем нужны три зеркала

Прошло не одно столетие после создания трельяжа, но даже во времена наших бабушек и прабабушек он все равно не утратил своей актуальности. При СССР вряд ли такая мебель была прямым показателем роскоши, ведь выглядела она очень просто и присутствовала в каждой второй квартире как, например, настенный ковер или напольный торшер. Отполированное темное дерево и три зеркала без рамок и узоров – советское олицетворение некогда французского бума.

Со временем поменялся не только внешний вид такого столика, но и некая функциональная составляющая: вместо разнообразия женской косметики и парфюмов на нем поселились: ключи от дома, сдача, принесенная из магазина, порой даже некоторые инструменты, пуговицы и другой инвентарь для кройки и шитья. То есть из исключительно дамского уголочка он превратился в подобие тумбы с необычным зеркалом, стоящей в коридоре для всеобщего пользования членов семьи.

Не смотря на все это, трельяж не потерял своей главной особенности. Действительно, он остался основным помощником в построении женских сложных причесок и повседневных укладок. Незаменимость проявляется в том, что в одно боковое зеркало девушка может смотреть на свое отражение спереди, в этот же момент в большом среднем зеркале вырисовывается вид сбоку, а в третьем можно видеть себя со спины. Именно поэтому трельяж состоит из трех зеркал, а не двух, представляя собой интересное решение одной из женских потребностей.