Переключатели скоростей активно используются при катании как на горных, так и на городских велосипедах. От их качественной работы зависит многое: удовольствие от велопрогулки, качество езды и даже ваша безопасность. Перед каждым велосезоном нужно проверить и при необходимости правильно настроить этот механизм.

Содержание

Какие детали помогают настроить переключатели скоростей

Многоскоростной горный или городской велосипед оснащён несколькими передачами и даёт новые возможности. На нём гораздо легче покорять вершины, ездить по неровностям, даже выполнять различные трюки. Чтобы получать удовольствие от велопрогулок, нужно правильно настроить переключатель скоростей.

Тем, кто впервые решил самостоятельно разобраться с механизмом переключателя, нужно сначала ознакомиться с деталями трансмиссии и их функциями.

Трансмиссия — это совокупность деталей велосипеда, которая позволяет взять на себя часть нагрузки велосипедиста. Она также помогает ездить по сложным поверхностям, например, по горам.

Устройство велосипеда

Знание устройства современных велосипедов помогает правильно настроить переключение скоростей

Подробно останавливаться на каждой части велосипеда мы не будем. Рассмотрим лишь некоторые элементы, которые входят в состав трансмиссии.

  • передний переключатель помогает цепи перемещаться по ведущим звёздам системы. Крепится к раме в районе педалей;
  • система — часть переднего переключателя. Состоит и звёзд, различных по диаметру и количеству зубьев, которые крепятся на шатунах специальными болтами;
    Передний переключатель скоростей

    Передний переключатель находится в районе педалей

  • задний переключатель помогает цепи перемещаться по ведущим звёздам кассеты. Находится в районе заднего колеса;
  • кассета/трещотка — часть заднего переключателя скоростей. Состоит из нескольких звёзд, различных по диаметру и количеству зубьев. На дорогих велосипедах кассета крепится на барабан. В дешёвых на месте барабана находится трещотка. Последнюю также можно наблюдать на старых моделях велосипедов;
    Задний переключатель скоростей

    Задний переключатель расположен на заднем колесе

  • цепь — часть трансмиссии, которую надо периодически смазывать специальными маслами и промывать;

    Самые надёжные цепи — матовые серого цвета. Если цепь имеет желтоватый оттенок — это говорит о её низком качестве. Средними по качеству считаются никелированные цепи.

    Цепь

    Цепь велосипеда — важная часть трансмиссии

  • манетки (или шифтёры) – устройство, с помощью которого велосипедист управляет переключением скоростей. При нажатии на манетку изменяется натяжение троса, вследствие чего скорость переключается. Крепится она на руле, возле ручек. Манетка у правой ручки отвечает за задний переключатель скоростей, на левой — за передний. Бывают велосипеды с одной правой манеткой;
    Манетки

    Манетки крепятся на руле и отвечают за переключение скоростей

  • тросыдетали, которые соединяют манетки с переключателями скоростей. Качественный переход с одной скорости на другую зависит от правильного натяжения троса;
  • рубашкажёсткая трубка, через которую проходит трос. Крепится к раме.
    Трос

    Трос трансмиссии соединяет манетку с переключателем

Механизм изменения скоростей

Работа у заднего и переднего переключателя скоростей заключается в следующем: если трос натягивается, то рамка переключателя передвигает цепь на более высокие звёзды. Если, наоборот, ослабить трос, то рамка перекинет цепь на меньшие звёзды.

Переключаются скорости с помощью шифтёров (монеток), расположенных на руле. Задний переключатель регулируется правым шифтёром. Таким образом цепь перескакивает между задними звёздами. А передний переключатель регулируется шифтёром с левой стороны. Так перескакивает цепь среди передних звёзд.

Принцип работы переключателя скоростей — видео

Типы переключения передач

Прежде чем производить настройку, определите, какое переключение передач у вашего велосипеда. Существует 3 основных типа переключателей.

  1. Механизм внешнего переключения.
  2. Механизм внутреннего переключения.
  3. Комбинированный тип.

Внутренний механизм переключения передач появился раньше, чем внешний. Прародитель многоскоростных втулок — английская компания Sturmey-Archer. Именно они создали первые двух и трехскоростные втулки, которые были выпущены в 1902 году.

Внутреннее переключение скоростей на горном велосипеде

Основа такой конструкции — планетарные втулки. В этом механизме не применяются кассеты. В трансмиссию входит всего 2 звезды: передняя и задняя. Весь механизм спрятан внутри. Обычно отсутствует и передний переключатель передач.

Планетарная втулка

Все элементы переключателя скоростей спрятаны в корпус

Такой механизм часто встречается на шоссейных, прогулочных, складных и городских велосипедах. Сама система находится внутри задней планетарной втулки. Такой тип переключателя скоростей можно наблюдать, например, у городского велосипеда Forward Surf (3 передачи скоростей).

Этот механизм сложно отрегулировать непрофессионалу. При необходимости лучше обратитесь в веломастерскую.

Внешнее переключение на скоростном велосипеде

Внешний тип принадлежит большинству многоскоростных велосипедов. Его используют как на горных, так и на городских прогулочных моделях. Механизм составляют переключатели передач и звёзды, образующие кассету или систему. Скорость меняется при помощи заднего и переднего переключателей.

Задний переключатель передач

Элементы внешнего типа переключения передач — переключатель и кассета

Такой тип переключения скорости можно увидеть как на городском Forward Dortmund (7 скоростей), так и на горном велосипеде Forward Agris (24 скорости). Этот переключатель можно настраивать самому, изучив механизм.

Устройство ходовой части велосипеда, принципы работы — видео

Комбинированный механизм

Комбинированный тип представляет собой сочетание внешнего и внутреннего механизма. Он крепится на втулке заднего колеса велосипеда.

Комбинированный переключатель скоростей

Комбинированный переключатель является гибридом внешнего и внутреннего типов переключения скоростей велосипеда

Этот механизм встречается крайне редко, так как он собрал в себе все отрицательные стороны как внешней, так и внутренней системы переключения скоростей. Настраивается он только профессионалом.

Классификация переключателей

В современном мире существует множество фирм, которые создают оборудование для велосипедов. Самые лучшие по качеству модели изготавливают такие корпорации, как Shimano (Япония) и Sram (Америка), производящие целые линии переключателей.

Устройства для профессионалов:

  1. Shimano XTR, Sram ESP 9.0 и Sram ESP X.0 занимают лидирующие позиции по цене и качеству. В основном они используются в велосипедах, предназначенных для соревнований. Отличаются низким весом конструкции.
  2. Shimano deore xt, Shimano Saint, Shimano slx заняли второе место в той же категории. Используются в велосипедах с 27 передачами.
  3. Shimano Deore LX, Shimano Dura-Ace, Shimano Hone — третье место. Они предназначены для устройств с максимальным количеством скоростей.

Линии для спортивных велосипедов:

  1. Sram ESP 7.0 и Shimano Deore — аналогичные конструкции. Составлены из очень прочных комплектующих и предназначены для 24 передач.
  2. Sram ESP 4.0, Sram ESP 5.0, Shimano Nexave и Shimano alivio дешевле, чем профессиональная линейка. Они выдерживают до 24 скоростей и предназначены для туристических моделей велосипеда.
Sram ESP 7.0

Переключатель скоростей Sram ESP 7.0 специально создан для спортивных велосипедов

Линейка переключателей для любителей:

  1. Sram ESP 4.0, Shimano C201 и Shimano acera комплектуются к более дешёвым гибридам и горным велосипедам начального уровня. Выдерживают до 24 передач.
  2. Sram ESP 3.0, Shimano Nexus и Shimano altus предназначены для прогулочных, городских велосипедов.
  3. Shimano tourney создан для спокойной ровной езды. Переносит 21 передачу.

Принципиальной разницы в регулировке и работе разных линий переключателей от одной фирмы нет. Например, разные группы переключателей фирмы Shimano работают одинаково и взаимозаменяемы. Допустим, на привод восьмискоростных переключателей Alivio, Altus, Acera можно ставить девятискоростные системы Deore, Deore XT, Deore LX, XTR и наоборот.

Разница между устройствами линейки Shimano — видео

Что может повлиять на качество работы переключателей

Важно выяснить, что стало причиной возникновения неполадок.

Растянутый трос

Этот дефект регулируется барабаном на шифтёре.

  1. Когда цепь движется беззвучно и с трудом заскакивает на большие звёзды, значит, трос растянулся. Покрутите барабан по часовой стрелке до тех пор, пока деталь не натянется до нужного положения.
  2. В случае когда цепь не хочет спускаться на маленькие звёзды, расслабьте трос, покрутив барабан против часовой стрелки.
  3. Проверьте работу переключателя скорости. Если нужно, ещё подкрутите барабан. Регулируйте до тех пор, пока цепь не начнёт плавно перескакивать.

Порванный трос

Если деталь повреждена, её нужно заменить.

  1. Выкрутите фиксирующий винт на перекидке.
  2. Разберите манетку, чтобы вытащить трос.
  3. Вставьте новый, обработайте специальной смазкой.
  4. Пропустите его сквозь рубашки и установите их на место.
  5. Зафиксируйте новый трос на переключателе.

Меняем трос на велосипеде — видео

Проблемы с пружиной параллелограмма

Для более качественной работы возвратной пружины нужно её помыть. Затем смазать, предварительно почистив.

Погнулся или поломался петух

Если лапка заднего переключателя стоит косо, значит, погнулось крепление. Этот дефект вы можете исправить самостоятельно.

  1. Одной рукой держите лапку, а другой захватите переключатель.
  2. Аккуратно, без резких движений выравнивайте положение петуха до тех пор, пока задняя рама не встанет ровно.

Петух стоит заменить на новый при первой возможности. Даже если вы его выровняли, такая деталь прослужит недолго.

Деформация переключателя

Частая причина такой поломки — удар велосипеда. Обычно страдает задний переключатель, передний очень сложно погнуть. После поломки стоит проверить, какие именно детали поломались.

  1. Если это рамка — выровняйте или поменяйте запчасть.
  2. Если поломался винт, который регулирует натяжение цепи, или ушко, крепящее этот винт, то лучше заменить детали. В противном случае скорости будут очень плохо переключаться.

Меняем детали трансмиссии велосипеда — видео

Как отрегулировать задний переключатель скоростей

Задний переключатель — машинка, которая перекидывает цепь с одной звёздочки заднего колеса на другую. На сегодняшний день таким переключателем оборудовано подавляющее число скоростных велосипедов.

Задний переключатель скоростей

Задним переключателем скоростей оборудовано большинство скоростных велосипедов

Задний переключатель состоит из следующих элементов.

  1. Рамка переключателя. От её длины зависит количество скоростей велосипеда.
  2. Два ролика, которые отвечают за направление цепи: направляющий и ролик натяжителя.
  3. Сам механизм (параллелограммный).
  4. Крепёжный болт.
  5. Ограничитель нижней передачи — винт с надписью L.
  6. Ограничитель верхней передачи — винт с надписью Н.
  7. Направляющая тросик канавка.
  8. Винт регулировки натяжителя.

Настройка заднего переключателя нужна, если сбилась работа механизма, цепь перепрыгивает нужные звёзды, скорость не переключается, слышен скрежет или громкие звуки. Настроить механизм и отладить его работу можно самостоятельно. Вам понадобится крестовая отвёртка и шестигранник №5.

Для начала убедитесь, что переключатель установлен вертикально и параллельно велосипеду. Если всё в порядке, можно переходить к настройке. Для удобства переверните велосипед вверх колёсами, поставив на седло и руль, это даст доступ к самому переключателю и винтам регулировки.

  1. Первым делом спустите цепь на наименьшую звёздочку. Делайте это манеткой на правой ручке велосипеда, именно она ответственна за задний переключатель.
    Манетка

    С помощью правой манетки спускаем цепь

  2. Отпустите винт, держащий тросик. Делается это для того, чтобы разблокировать переключатель.
    Винт

    Отпускаем винт, держащий тросик

  3. Приготовьте отвёртку и найдите винт, на котором изображена латинская буква Н.
    Винт Н

    Винт Н ограничивает верхнюю передачу

  4. Переместите переключатель так (регулируйте винтом Н), чтобы звёздочки, на которых лежит цепь (одна звезда — на кассете, две звезды — на переключателе), находились в одной плоскости, т. е. образовали одну линию.
    Регулируем винт Н

    Все 3 звёздочки должны лежать в одной плоскости

  5. Возьмите рукой тросик. Его нужно максимально вытянуть и зафиксировать, зажав винт.
    Зажимаем трос

    Оттягиваем рукой трос и закрепляем винт

  6. Проверьте, исправно ли работает переключатель. Если он плохо переходит на большие звёзды, поворачивайте барашек против часовой стрелки, натягивая трос.
    Барашек

    Регулируем натяжение троса поворотом барашка

  7. Теперь перебросьте цепь на самую маленькую звезду с помощью манеток.
  8. Найдите винт с латинской буквой L.
    Винт L

    Регулируем положение переключателя

  9. Поменяйте положение переключателя так, чтобы наибольшая звезда в кассете лежала в одной плоскости с лапкой переключателя, образовывая с ней ровную линию.
    Звёзды в одной плоскости

    Настраиваем, пока рамка и самая большая звезда не образуют одну линию

Настройка заднего переключателя скоростей — видео

Регулировка переднего переключателя

Передний переключатель встречается реже, чем задний. Велосипеды с таким устройством более дешёвые. Передний переключатель переводит цепь по звёздам системы. Передвигаясь из стороны в сторону, он толкает цепь на следующую звезду.

Передний переключатель скоростей

Устройство переднего переключателя скоростей

Устройство переднего переключателя.

  1. Рамка переключателя. Через неё проходит цепь, это главный элемент при переключении скоростей. Она движется по сторонам перед передними звёздами.
  2. Параллелограмм — непосредственно механизм (переключатель скоростей). Включает в себя пружину.
  3. Крепление к раме.
  4. Верхний ограничитель L.
  5. Нижний ограничитель Н.
  6. Крепление троса.

Основная проблема переднего переключателя — цепь задевает за рамку при езде. Устранить эту неполадку можно самостоятельно.

Настройка правильной работы механизма

  1. Для начала нужно впереди поставить на наименьшую звезду, а сзади на максимальную. Для этого крутите педали, нажимая на манетку.
  2. С помощью шестигранника №5 опустите винт, держащий тросик.
    Крепление троса

    Спускаем винт, держащий трос

  3. Возьмите отвёртку, найдите винт L. Двигайте рамку таким образом, чтобы расстояние от её внутренней части до цепи было приблизительно 4 мм.
    Винт L

    Регулируем правильное положение рамки, для этого крутим винт L

  4. Закрепите тросик обратно. Для этого натяните его пальцами и затяните винт, который прижимается к тросу.
    Крепление троса

    Держим трос рукой и фиксируем винт

  5. Теперь нужно настроить вторую звезду. Сначала на заднем переключателе поставьте наименьшую звезду, а передний перекиньте на старую.
  6. Посмотрите, задевает ли цепь внешние стороны рамки. Если проблема осталась, сильнее натяните трос с помощью барашка на левой манетке. Поворачивайте его против часовой стрелки до тех пор, пока цепь не примет нужное положение. Расстояние от неё до рамки должно быть приблизительно 3 мм.
    Барашек

    Натягиваем трос поворотом барашка против часовой стрелки

  7. Перейдите на третью звезду. Если цепь задевает рамку, то отвёрткой отрегулируйте винт Н. Нужно увеличить зазор, подвигая рамку наружу.
    Винт Н

    Регулируем рамку винтом Н

Устраняем неполадки переднего переключателя — видео

Как переключать скорости на любом велосипеде от Мерида до дамской модели

Чтобы легко и комфортно кататься, прилагая при этом меньшие усилия, нужно правильно переключать скорость.

  1. Когда вы слышите посторонние звуки при переключении скоростей — передача не сработала. Нужно дожать рычаг манетки.
  2. Если вы решили покорить вершину, воспользуйтесь задним переключателем.
  3. Менять передачу лучше перед тем, как вы начнёте взбираться на возвышенность.
  4. Переключайте передачи в движении и не прыгайте сразу через несколько звёзд.
  5. В процессе смены скорости ослабьте давление на педали. Так переключение произойдёт плавно и корректно.

Как переключать скорости правильно — видео

Если перед каждым велосезоном проводить профилактику работы переключателя передач, то проблемы, связанные с трансмиссией, сведутся к минимуму. Ведь очень неприятно, когда механизм даёт сбой в пути. А настроить переключатель скоростей самостоятельно и устранить неполадки несложно даже новичку.