Автомобиль — одно из самых опасных средств передвижения. Во время экстренных ситуаций на дороге водитель вынужден действовать инстинктивно, почти не задумываясь о последствиях. Рассмотрим ситуации, в которых резкое торможение может привести к аварии.

При повороте без ABS

Антиблокировочная система (АБС) предназначена для предотвращения блокировки колес во время резкого торможения. С ее помощью транспортное средство сохраняет управляемость при торможении во время поворота (ослабевает давление в соответствующей тормозной магистрали) и не уходит в занос из-за воздействия бокового усилия. При продолжительном нажатии на педаль тормоза работа АБС будет повторяться многократно, до полной остановки машины.

Когда автомобиль входит в поворот без воздействия тормозной системы, сила трения колес о дорожное покрытие удерживает транспортное средство в заданной траектории. Боковое смещение остается минимальным. При появлении на колесе тормозного воздействия оно теряет часть своих сцепных свойств. Вероятность заноса многократно возрастает. Более критической ситуация становится на скользком покрытии дороги. В любом случае перед поворотом скорость движения необходимо снижать очень плавно и заранее.

На затяжном спуске

На затяжных и крутых спусках рекомендуется тормозить двигателем. Для этого необходимо включить одну из низких передач и отпустить все педали. Такой тип торможения применим для всех типов коробок переключения передач. Данный способ не позволяет сэкономить топливо, зато гарантирует сохранность тормозных дисков и колодок, а также предотвращает закипание тормозной жидкости.

Рабочая тормозная система эффективна при непродолжительном воздействии на ходовую часть транспортного средства. В противном случае из-за перегрева поверхности колодок оно в любое время может утратить способность снижать скорость.

На обледенелой дороге

Попытка использовать тормоза во время движения на обледенелом покрытии почти всегда ведет к заносу.

Если позволяет дорожная ситуация, снижать скорость на обледенелом участке рекомендуется накатом: коробка переключения передач находится в нейтральном положении, нельзя использовать педали тормоза и акселератора.

Если автомобиль занесло, водитель должен, не допуская паники, вернуть себе возможность управлять им.

На заднеприводных машинах для стабилизации движения необходимо отпустить педаль акселератора, выкрутить рулевое колесо в направление, противоположное заносу.

Переднеприводные и полноприводные автомобили выходят из заноса путем нажатия на педаль акселератора и выкручивания рулевого колеса против направления движения юзом. Когда транспортное средство стабилизируется, обороты двигателя необходимо снизить, чтобы ведущие колеса сцепились с дорожным покрытием.