При оформлении полиса ОСАГО многие водители нередко сталкиваются с ситуацией, когда менеджеры страховой компании пытаются навязать дополнительные платные услуги, начиная от помощи аварийного комиссара и вплоть до эвакуации автомобиля с места ДТП. Мы поможем разобраться, как правильно действовать в таких случаях, чтобы не переплатить лишнего.

Как объясняют отказ страховые агенты

Порой на практике встречаются ситуации, когда в случае нежелания клиента платить за дополнительные услуги по ОСАГО страховщик и вовсе отказывает ему в продаже такого полиса. Причем свое решение страховые компании могут объяснять следующим образом:

  • отсутствие бланков страховки;
  • запрет на продажу ОСАГО без дополнительных услуг, наложенный вышестоящим руководством;
  • на компьютере установлена программа, которая позволяет оформлять только полный пакет услуг, включая дополнительные опции.

Сразу стоит отметить, что ни одна из указанных выше причин не имеет под собой законного основания, поэтому при отсутствии желания переплачивать за ОСАГО страхователю следует твердо стоять на своем.

Кто прав по закону

В соответствии с ч. 2 п. 1.5 главы 1 Приложения №1 к Положению ЦБ РФ от 19.09.2014 года № 431-П страховые компании не имеют права отказать в услуге по обязательному страхованию автогражданской ответственности в случаях, не предусмотренных в законодательстве, регулирующем эту сферу.

По закону нежелание автовладельца покупать дополнительные опции не является весомой причиной для отказа в продаже полиса ОСАГО. Более того, за навязывание услуг предусмотрена административная ответственность. Нарушителю может быть назначен штраф в следующих размерах (ст. 15.34.1 КоАП РФ):

  • 20 000 – 50 000 рублей (для должностных лиц);
  • 100 000 – 300 000 рублей (для организаций).

Таким образом, в данном вопросе законодательство полностью на стороне страхователей. Компании, специализирующиеся на продаже страховок, не имеют права отказывать в оформлении ОСАГО без дополнительных услуг. Такое действие незаконно.

Как поступить, если навязывают лишние услуги

Попав в подобную ситуацию, важно знать, как правильно действовать и какие меры предпринять. В данном случае возможны следующие варианты:

  1. Можно отказаться от услуг конкретного страховщика и пойти в другую страховую компанию – как правило, подобную модель поведения применяют граждане, не желающие тратить время на споры со страховщиком и отстаивание своей позиции.
  2. Другим вариантом является твердая защита своих прав – в этом случае можно попробовать объяснить специалисту страховой компании, что его действия незаконны. При этом обязательно нужно сослаться на конкретные нормы законодательства.

В случае, если никакие доводы не помогли, автовладелец, чьи права были нарушены, может написать жалобу в вышестоящие инстанции. Это может быть РСА (Российский союз автостраховщиков) или Центральный банк РФ.

Еще одним альтернативным вариантом является оформление ОСАГО по интернету. Такой способ позволяет не только существенно сэкономить время, но и выбрать именно ту услугу, которая действительно нужна страхователю, не переплачивая за дополнительные опции. Сегодня каждая страховая компания имеет свой сайт, где любой желающий может оформить обязательную страховку в режиме онлайн.

Как вернуть уже потраченные деньги

Согласно установленному порядку автовладельцы имеют право отказаться от договора ОСАГО и вернуть свои деньги назад. В данном случае речь идет о так называемом «периоде охлаждения», под которым подразумевается промежуток времени, в течение которого страхователь вправе отменить свое решение (касательно покупки полиса) и вернуть уплаченную страховую премию или ее часть.

Такая возможность предусмотрена в п. 1 Указания ЦБ РФ от 20.11.2015 года № 3854-У. Так, в соответствии с данной нормой страхователь имеет право отказаться от договора ОСАГО в течение 14 дней с момента его заключения (при отсутствии страховых случаев). При этом страховщик обязан ему вернуть уплаченные деньги в следующем размере:

  • в полном объеме (в случае если отказ поступил до начала действия страхового полиса);
  • часть страховой премии (если автовладелец отказался от договора после начала его действия. В этом случае страховая компания вправе из общей стоимости полиса вычесть сумму, пропорциональную сроку, в течение которого страховка действовала).

Для того чтобы вернуть деньги, потраченные на ОСАГО, автовладельцу нужно написать соответствующее заявление и отнести его в организацию, где была куплена страховка. Составляется такой документ в произвольной форме или же по шаблону, утвержденному конкретным страховщиком.

В содержание заявления об отказе от ОСАГО должна быть включена следующая информация:

  • «шапка» документа – тут указываются реквизиты страховой компании и сведения о заявителе (ФИО, адрес, телефон);
  • название бумаги – как правило, оно дублирует основную суть письма и может иметь следующую формулировку: «Заявление об отказе от заключенного договора страхования»;
  • основная часть – тут нужно последовательно описать, когда и при каких обстоятельствах был заключен договор, сообщить о навязанных услугах и, сославшись на положения вышеупомянутого Указания ЦБ РФ, потребовать возврата денег за страховку.
  • заключение – в конце документа следует указать список приложений (договор ОСАГО, квитанция об оплате страховой премии), а также поставить дату и подпись.

Таким образом, по закону граждане имеют полное право не оформлять дополнительные услуги, навязываемые страховыми компаниями при оформлении ОСАГО. При этом последние не вправе отказать в продаже полиса, так как такое действие противоречит законодательству. За данное правонарушение страховщика могут привлечь к административной ответственности.